Я здоров. Я здоров?

Друзья, а психология не интересует вас? Мне кажется что это заинтересует очень и очень многих.
Значительная часть лесов находится в пределах национальных парков Поморского воеводства.

Кажется, есть только один ответ на этот вопрос: вы или здоровы — или больны. Вам это только кажется. Все зависит от того, что вы имеете в виду. Иными словами, что такое здоровье и какие конкретные признаки позволяют вам ответить на этот вопрос так или иначе.

Существует, как минимум, несколько концепций здоровья. Одна, привычная, — та, на которой с давних времен строилась медицина: надо сравнить принятые врачами как норма параметры с фактическими: всем известно, что нормальная температура — 36,6 по Цельсию; если у вас 39— вы больны. Такой способ отделять больных от здоровых и на этом основании принимать решение, как вас надо лечить, Мишель Фуко назвал медикализацией, считая, что это означает социальный контроль над телом и поведением человека (обратите внимание: социальный, а не медицинский, поскольку в этом контексте медицинский становится лишь одним из слагаемых социального). Этот контроль осуществляют, по мысли Фуко, государственная власть, официальная медицина и здравоохранение. Он довольно критически относился к пониманию здоровья как точки пересечения нормы и патологии и описал исторические, политические и социальные условия, в которых возникла такая трактовка здоровья.

Чистое теоретизирование? Но социальный контроль- это, по сути, власть и над телом, и над поведением человека. Прежде всего власть врача. Переступая порог врачебного кабинета или, тем более, больницы, мы перестаем быть хозяевами сами себе. Неужели вы никогда не чувствовали этого? Власть врача как бы обеспечена знаниями, умениями и добросовестностью того, кто дал клятву Гиппократа. Растерянный пациент, которому больно и страшно, готов искренне поверить в это обеспечение, чтобы ощутить хоть какую-нибудь почву под ногами и надеяться, что, как его уверяли, «все будет хорошо». Но тут все — только «как бы». Все понимают относительность измен-
Мишель Фуко
чивого медицинского знания, полуна-уки-полуискусства. Если же иметь в виду еще и общеизвестную вопиющую слабость медицинского образования, и высшего, и среднего, в нашей стране, сочетание клятвы Гиппократа с тотальной коррупционностью социальных институтов и структур — получится гремучий коктейль из неуверенности во всех и жгучей потребности прислониться к чему-нибудь (кому-нибудь), вызывающему доверие.

Люди с, мягко говоря, скептическим отношением к телевизору давно привыкли напрочь не верить никакой рекламе, и невинные, быть может, рассказы о таком-то враче и сяком-то лекарстве тут же принимать за скрытую рекламу. Значит, они сами лишили себя хоть каких-то ориентиров в довольно замкнутом и, по слухам, сильно коррумпированном мире медиков. Как потребителей нас интересует все-таки только их квалификация — но она всегда под сомнением. Доверие может вызвать репутация — но как ее узнать и тут же не усомниться в ее достоверности? Подруга в полном восторге от мастерства лечившего ее врача? А что ей остается, кроме утешения такими восторгами? Надо же во что-то верить…

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий