ОТ ДЕРЕВНИ — ДО ГОРОДА

В настоящее время Абакан — главный промышленный, культурный и научный центр республики, транспортный узел Хакасии: железнодорожный, авиационный и речной.
В 1912 г. Абаканская инородческая управа была преобразована в Абаканскую волость, а в 1913 г. село стало волостным центром.

Местность все так же оставалась малоосвоенной. Например, на территории города находилось озеро Игар-оба-коль, в переводе с хакасского языка — Кривое, где местные жители охотились на уток. Ближайшими поселениями вокруг Усть-Абаканекого были три хакасских аала: Аткнино, Окунево и Бадьян Катых.

Но экономике города способствовало развитие транспорта: в то время по рекам Абакан и Енисей стали ходить паровые суда.

В 1914 г. началось было строительство железной дороги Ачинск — Минусинск, которая должна была пройти через Усть-Абаканский. Его финансирование и работы были остановлены из-за Первой мировой войны.

Строительство важной для города железной дороги возобновилось уже при советской власти, е 1920-е гг., оно завершилось в 1925 г. Тогда же состоялось открытие станции Абакан и было построено здание вокзала. В 1926 г. в этой новой части города около вокзала было всего две улицы — Вокзальная и Первая Пушкина).

А до этого в 1923 г. советские власти выделили районы с хакасским населением в отдельный Хакасский уезд с центром в селе Усть-Абаканское.

Поселок активно застраивался, символом перемен стало появление в Усть-Абаканском в 1928 г. первого двухэтажного строения — Дома железнодорожников. К 1929 г. в селе образовалось уже девять улиц, были построены Хакасский педагогический техникум и Абаканский музей,

В октябре 1930 г, была учреждена Хакасская автономная область в составе Западно-Сибирского края.

Вопрос о преобразовании села Усть-Абаканское в город активно обсуждался уже с конца 1920-х гг. И в 1931 г. село Усть-Абаканское получило сразу и новый статус, и новое название, став городом Абакан — центром Хакасской АО.

Накануне преобразования села в город здесь проживало 10 665 человек, имелись три школы, два доктора, выходили три газеты. В 1926 п начала работать первая электростанция и была установлена телефонная станция на 10 номеров. Появлялись небольшие промышленные предприятия. В 1933 г. было осушено Кривое озеро, а на его территории заложен парк: это существующий и сегодня детский парк «Орлёнок»,

В 1940 г. город занимал уже более 20 км2, а численность его населения возросла до 40 тыс. человек в 1941 г.

В годы Великой Отечественной войны в Абакан было эвакуировано несколько предприятий. Более 5 тыс. абаканцев остались на полях сражений, 12 тыс. пришли с войны с ранениями и контузиями.

После войны на базе эвакуированных заводов началось строительство новых. В 1960-е гг., в период строительства железнодорожной магистрали общесоюзного значения Абакан — Тайшет, в городе были созданы крупные строительные организации.

Впоследствии название города не менялось, менялся только статус территории, чьим центром он являлся. В 1934 г Хакасская АО вошла в состав Красноярского края, в 1990 г. вышла из него, в 1991 г. преобразовалась в Хакасскую ССР в составе РСФСР, а в 1992 г. была переименована в Республику Хакасия.

Сегодня в Абакане постоянно проживает свыше трети населения Республики Хакасия, более 90 национальностей.

Традиционными для города стали творческие фестивали, главными из которых являются фестиваль авторской песни «Солнцеворот» и Открытый городской фестиваль духовых оркестров.