Любимый богами

От названия города получила название Абидосская триада египетских богов: Осирис, Исида и Гор.
Дворцы, храмы и некрополи находятся на левом берегу Нила, в 5 км от русла, около деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, неподалеку от города Эль-Бальяна.
Древнейшие находки, сделанные археологами, относятся к Нагада — додинастической культуре Верхнего и Среднего Египта и датируются 4 тыс. до н. э. — началом бронзового века.
Следующий этап истории напрямую связан с постепенно сформировавшимся культом бога Хентиаменти. Основание храма Хентиаменти относится к периоду Раннего царства (3120-2649 гг. до н. э.). Именно Абидос, где находились некрополь и святилище бога с головой шакала, охранявшего вход в Дуат — загробный мир, избрали первые египетские фараоны местом погребения. Впервые имя Хентиаменти появилось на печатях некрополей фараонов I династии Дена и Каа. Также в ранний период храма поддерживался культ Упуата (Открывающего
Пути) — бога в образе волка, сопровождавшегося усопшего в Дуат.
При фараонах II династии (около 2847 — 2622 г. до н. э.) Абидос — уже один из центров Древнего Египта наряду с официальной столицей — Ти-нисом. При III династии (около 2686 — 2575 г. до н. э.) столица перенесена в Мемфис, Абидос же остался религиозным центром.
В эпоху Древнего царства (III—VI династии) храм процветал. При фараоне VI династии Пепи I (2310-2260 гг. до н.э.) его перестроили.
В эпоху Первого переходного периода (середина XXIII — середина XXI в. до н. э., VII—X династии) храм переходил из рук в руки во время борьбы за власть между городом Гераклео-поль и Фиванским царством.
В конце 3 тыс. до н. э., когда начали поклоняться Осирису — новому владыке загробного мира, святилище перешло к нему. Осирис — бог возрождения, владыка загробного мира и судья душ усопших, обучивший людей земледелию, садоводству и виноделию. Согласно древнеегипетской мифологии, убит в Абидосе и расчленен братом — богом Сетом, жаждавшим занять его место. Части тела Осириса рассыпались по разным местам. Исида, супруга Осириса, сделала так, что Осирис ожил. На землю он возвращаться не пожелал, оставшись царем мертвых, а править живыми оставил сына Гора. По преданию, голова Осириса находилась именно в абидосском погребении бога, чем и вызвано поклонение этому месту.
Так он стал центром культа Осириса. При фараонах XIX династии Сети I и его сыне Рамсесе II построены два храма, посвященные Осирису и другим богам, а также кенотаф самого Сети I.
Начиная с эпохи Среднего царства — при обязательном присутствии фараона — тут регулярно проводились празднества и торжественные церемонии в честь бога. Быть погребенным рядом с могилой Осириса почиталось за великую честь. Существовал обряд посещения могилы Осириса: саркофаг с телом усопшего ставили на ладью (напоминание о священной ладье Осириса из папируса) и доставляли по Нилу. Стены погребений сплошь покрыты заупокойными надписями, оставленными паломниками в надежде, что скончавшийся заступится за них перед Осирисом.
Последняя — и единственная в Абидосе — пирамида (ступенчатая Синки) сооружена по повелению Ях-моса I (1550-1525 гг. до н. э.).
В дальнейшем храмы постепенно приходят в упадок. Древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 гг. до н. э. — около 23/24 гг.), восхищавшийся кенотафом и храмом Сети I, описывал Абидос, прежде равный Фивам, как запущенную деревню.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий