ОТ НИКОЛОТТИ ДО ХЁРСТА

Когда-то тут бились насмерть два непримиримых клана — николотти и кастеллани, а сейчас это территория музеев и модных ресторанов.
Неподалеку от Кампо Санта-Маргерита, на площади Кампо Сан-Барнаба, стоит белая неоклассическая одноименная церковь постройки XVIII в, Она служит выставочным залом и на фоне других храмов Венеции смотрится очень странно, если не знать историю места. Приход Сан-Барнаба был известен с XVIII в. как пристанище обнищавших венецианских аристократов. По названию прихода их прозвали барнаботги.
Впавшие в депрессию, аристократы совершали «фамильное самоубийство», отказываясь от брака и продолжения рода.
Такова была судьба семьи Реццонико, память о которой сохранилась в названии огромного палаццо Ка’Реццонико, выходящего фасадом на Большой канал. К 1810 г. от семьи никого не осталось, род угас.

Дворец Реццонико выстроен в характерной для Италии манере; вокруг внутреннего двора. Великолепную парадную лестницу украшают две скульптуры амурников-путти. Сегодня в огромном дворце разместился Музей Венеции XVIII века, поражающий посетителей фреской Тьеполо «Новый мир».

Аналогичная судьба постигла семейство Фоскари и его недвижимость. Готический дворец Ка’Фоскари стоит на месте легендарного Дома двух башен XII в. В 1439 г. его получил в награду кондотьер Франческо Сфорца, отличившийся при завоевании Вероны. В 1447 г. его объявили предателем, дом конфисковали и продали дожу Франческо Фоскари. Старый дом был разрушен, на его месте
был возведен дворец Ка’Фоскари. С приходом Наполеона в 1797 г. финансовое положение Фоскари стало совсем плачевным. Дворец пустовал, пока в 1845 г. его не выкупил город. С 1942 г. он стал главным корпусом университета Ка’Фоскари.

От Кампо Сан-Барнаба по узкой улице Калле Сан-Барнаба можно выйти прямо к мраморной церкви Сан-Себастьяно XVI в. Внутреннее убранство церкви считается самым гармоничны и красочным в Венеции. Это стало возможным благодаря Веронезе, который почти 20 лет с перерывами расписывал потолки, хоры, алтарь, создав картину яркую и сияющую. Три потолочных росписи (цикл «История Эсфири») относятся к числу его лучших работ. Прах гения покоится тут же, в церкви. Легенды рассказывают, что Веронезе даже прятался какое-то время в этой церкви, то ли убив кого-то, то ли оскорбив знатного вельможу.

Слева к церкви Сан-Себастьяно примыкает здание, на котором сохранился старый рельеф с фигурой святого. За стеной находится сад: это здание университета. Мемориальная доска сообщает, что в 1905 г. здесь жил и творил художник Амедео Модильяни (1884-1920 гг.).

За церковью Сан-Себастьяно открывается площадь между двумя церквями, развернутыми фасадами в противоположные стороны. Одна из них посвящена архангелу Рафаилу и на местном диалекте именуется Анцоло-Рафаэль. Храм XVII— XVIII вв, — крупный, непропорциональный. Он известен, в первую очередь, циклом расписных панно на балюстраде органа, выполненных в 1749 г. Джованни Антонио Гварди. Сюжет росписи — история юного Товия и его помощника архангела Рафаила, где фигурируют верный пес, клад, печень рыбы, изгоняющая дьявола, рыбья желчь,
исцеляющая слепоту, а в конце — счаст-ливая свадьба. Роспись считается своеобразной иллюстрацией заката истории Венецианской республики.

Дальше, за каналом Сан-Николо, находится маленькая площадь (кампьел-ло) Ораторио, а на ней — часовня Сан-Филиппо Нери — своеобразная прелюдия к церкви Сан-Никола-деи-Мендиколи (Святителя Николая). Это одна из самых старых церквей в городе вместе с Сан-Джакомо ди Риальто («Атлас» № 419). В прошлом это была глухая окраина, где жили бандиты и драчуны-николотти. Здание церкви выглядит соответственно эпохе: суровая кампанила с часами, скупой белый портал…

Очень своеобразно окружение церкви: своя колонна со львом, горбатый мостик, запруженный канал… За мостом — монастырь Святой Терезы и здание текстильной мануфактуры с трубой конца XIX в.: сегодня здесь архитектурный факультет университета Ка’Фоскари.