ОТ ДЗАТТЕРЕ ДО ГАЛЕРЕИ АКАДЕМИИ

Дзаттере — длинная широкая набережная между таможней и портом.

В прошлом она была местом разгрузки товара: «дзаттере» означает «плоты».
В старину сюда сплавлялись по рекам плоты из лесов Республики и по прибытии разбирались. Сегодня о них напоминают многочисленные поплавки-веранды с потрясающими видами для клиентов ресторанов. Отдельные части Дзаттере имеют свои названия. От таможни идет Дзаттере-аи-Салони: «салони» — соляные склады, соль была серьезным источником дохода Республики. Также здесь было множество тюрем для рабов с Востока. Прежде чем продать, их обращали в христианство, о чем напоминает название улицы Рио-терра Катекумени (неофитов).

Справа открывается площадь Кампо Сант-Аньезе, на котором стоит базилика Сант-Аньезе (св. Агнессы) XII—XIII вв. Ее несколько мрачный вид скрашивает броский фасад стоящей на Дзаттере церкви Санта-Мария-дель-Розарио XVIII в., больше известной как Джезуа-ти, с внушительным фасадом, украшенным статуями четырех добродетелей.

По богатству внутреннего декора этот храм далеко обошел многие в Венеции. Среди сокровищ церкви — великолепные росписи «Богородица Розария» Тьеполо и трагическое «Распятие» Тинторетто.

Рядом находится церковь Сан-Тровазо, названная в честь святых Гервасия и Протасия. Нынешнее здание церкви относится к рубежу XVI-XVII вв., но церковь тут стояла с древности. Внутри церковь очень простая, почти деревенская. При этом в ней есть два великих творения самого Тинторетто — «Искушение святого Антония» с ангелом, летящим вниз головой (в левой апсиде алтаря), и «Тайная вечеря» (в соседней капелле). В главном алтаре еще два Тинторетто.

За мостом Академии — самым южным из четырех мостов Венеции через Большой канал, что соединяет Дорсо-дуро с районом Сан-Марко, находится и сама Галерея Академии. Это один из крупнейших музеев мира, а также крупнейшее собрание венецианского искусства.
Музей занимает бывшие здания Скуолы Богоматери Милосердной (1343), церкви Санта-Мария-делла-Карита (1452) и монастыря латеран-ских каноников (1561).

Ядро коллекции составляют экспонаты Академии изящных искусств, которую в 1750 г. основал художник Джованни Баттиста Пьяццетта. Академия с момента своего основания активно приобретала произведения искусства и так сохранила множество произведений после падения Венецианской республики и упразднения монастырей и церквей. В 1817 г. состоялась первая выставка. Комплекс несколько раз реставрировался.

Сегодня в собрании Галереи хранятся живописные работы XIV—XVIII вв., скульптура, рисунки. Большую часть коллекции составляют работы венецианских художников. Жемчужинами коллекции являются: рисунок «Витру-вианский человек» Леонардо да Винчи, более десятка работ Джованни Беллини, произведения Каналетто, Карпаччо, Джорджоне, несколько картин Тинторетто, работы Тициана и других мастеров.

Рядом с Галереей Академии находится палаццо Чини — дворец XIV в. с коллекцией тосканской и феррарской живописи XV-XVI вв.

Другой музей — Фонд Пегги Гуггенхайм — обосновался в цоколе недостроенного палаццо Веньер-деи-Леони, которое уже в XIX в. сдавалось внаем вместе с садом. В начале XX в. во дворце жила поклонница футуризма маркиза Казати, а в 1948 г, его купила Пегги — племянница американского филантропа Соломона Гуггенхайма, начавшая собирать коллекцию произведений сюрреалистов и абстракционистов.

На дальней восточной оконечности Дорсодуро стоит монументальная церковь Санта-Мария делла Салюте (Марии Целительницы), заложенная вовремя эпидемии чумы 1630-1631 гг. У храма архаичный, византийский, восьмигранный план, прямо выражающий символику Марии. Это огромная церковь, для которой в ил было вбито более миллиона деревянных свай, а строили ее полвека.