ДОРОГИ В ОБЛАКАХ

Каменные магистрали, проложенные инками высоко в горах, предполагали наличие бесстрашия не только у строителей, но и у пешеходов и погонщиков лам.
За время своего существования в XI—XVI вв. империя инков построила около 30 тыс. км дорог, связывавших отдаленные районы огромной империи, начиная от северного Кито (Эквадор) на юг к Сантьяго (Чили) и на восток к Мендозе (Аргентина). В 2014 г. дороги инков были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А очистные сооружения в Москве не интересует вас? Мне кажется это очень важно.
Сеть дорог носила название Капак-Ньян, или Дорога Правителя. Их строительство начали еще народы уари, жившие в доинкский период в Центральных Андах. Дороги предназначались исключительно для пешеходов и вьючных животных: инки не знали колеса.

В сети дорог выделялись четыре главные, пересекавшиеся в городе Куско. Протяженность самой длинной дороги составляла около 6600 км. Они соединяли столицы провинций, от которых, в свою очередь, веером расходились второстепенные дороги. На каждой дороге были организованы станции через определенные расстояния. Вдоль дорог были
установлены столбы топо (тупу), отмечавшие дистанции.

В наше время самую большую известность приобрел 43-километровый участок дороги, ведущий к Мачу-Пикчу. Сейчас этот участок известен как Тропа Инков.

На всем ее протяжении прекрасные горные пейзажи и леса. По дороге можно увидеть богатую флору: здесь растет около 400 видов бегоний и орхидей, обитает викунья, горный тетерев, лама, вискаша, белохвостый олень.

Первый пункт на Тропе Инков — Льяк-тапата (на языке кечуа — Город ступеней), он же Патальякта (Город на склоне горы). Льяктапата находится на высоте около 2580 м над у. м., у одного из притоков реки Урубамба.

При инках это был большой сельскохозяйственный центр, снабжавший Мачу-Пикчу маисом, картофелем и слабоалкогольным ритуальным напитком чича. Здесь сохранились остатки скальных террас и домов, уцелевших после того, как Льяктапату сожгли по приказу верховного правителя инков во время
конкисты Манко Инка Юпанки во время отступления из Куско в 1536 г.
В каменных домах жила знать, «чернь» ютилась в убогих глинобитных хижинах. Большая круглая башня Пульпитуюх на огромной скале, возможно, была алтарем или тюрьмой. Ее название происходит как от испанского «пульпито» — кафедра, так и от слова на языке кечуа, означающего «алтарное место».

Следующий пункт на Тропе — деревня Уайльябамба. Ее название переводится с языка кечуа как «Равнина, покрытая травой»: это самое большое на тропе поселение перед Мачу-Пикчу на Тропе Инков. Деревня расположена у подножия горы на высоте 3060 м среди террас с посевами маиса и картофеля. В ясные
дни можно рассмотреть вершину горы Вилка-Вики (Невадо-Вероника) (5682 м) в горном хребте Урубамба.

Перевал Абра-де-Вармиваньюска на высоте 4200 м — самая высокая точка на Тропе. С перевала открывается вид на долину реки Рио-Пакаймайу (Скрытая река) и сторожевое укрепление Рункуракай.

Согласно инкской мифологии, Анды — не совокупность горных массивов, а великаны, наказанные богами и окаменевшие. Этот перевал напоминал инкам неподвижно лежащую женщину. Каждый раз, когда им необходимо было попасть на противоположную сторону, они считали, что
взбираются женщине на живот. Вар-миваньюска переводится с кечуа как «Мертвая женщина», отсюда и название Абра-де-Вармиваньюска — перевал Мертвой женщины.

Здесь преобладают голые и холодные равнины с пронизывающим ветром. Тем, кто посещает это место, предлагается на удачу положить камень на груду булыжников-апачета в самых высоких точках Тропы в качестве дани Пачамаме (Матери-Земле).

О главной жемчужине инкской культуры — городе Мачу-Пикчу мы писали в Атласе № 44.