Долгая дорога в город

Команда ученых из Оксфорда во главе с Даниэлем Байесом, руководителем Глобального центра эпидемиологии малярии, разработала особую карту мира. Она показьшает, сколько времени нужно людям, чтобы преодолеть расстояние до ближайшего города. 81 процент всех землян (около 5,88 миллиарда человек) живет в часе езды до соседнего города, а значит, им доступны основные блага цивилизации: больницы, вузы, магазины, банки. На первый взгляд, 81 процент — это много. Но как быть остальным?

Разработчики карты опубликовали результаты в журнале «Нейчур» и обратили внимание на то, как разнятся возможности людей по всему миру, когда речь идет о доступе к основным ресурсам.

ООН ставит цель сделать условия развития одинаковыми для всех и победить бедность, однако пока благосостояние людей напрямую зависит от того, как близко к крупным городам они живут. Команда Байеса заметила похожую взаимосвязь, когда анализировала эффективность лечения детей младше пяти лет, у которых повысилась температура, и уровень образования; «Если доходы населения в стране ниже среднемирового уровня, то связь между быстрым доступом к городам и индикаторами благосостояния очевидна».

За основу Байсс и его коллеги взяли карты с сайтов Open Street Map и Google 2015 года, когда ООН обнародовала цели развития, а также данные о расписании и скорости пригородного транспорта. Они проанализировали дорогу по суше и воде до 13 840 городов мира с населеьшем не менее 50 тысяч жителей или с плотностью населения 1500 человек на квадратный километр.

Быстрее всего — около 30 минут — добираться до крупных населенных пунктов жителям Центральной Европы и Индии. Гораздо дольше — в джунглях Амазонии, на севере Африки, востоке Китая и в Центральной Австралии.

А Сибирь и север Канады на карте разработчиков и вовсе похожи на большую «черную дыру», где шансы заработать на жизнь, получить образование и медицинское обслуживание крайне малы. В то же время ученые подчеркивают важность подобных «черных дыр» для экологического баланса. Ведь там, куда протягивают нитки новых дорог, резко сокращается лесной покров.